Молодые учительницы и секс-скандалы. Молодые учительницы Молодой учитель не умеет решать возникающие вопросы быстро

1. Девушки на каторжной работе
- Не буду я здесь работать! Уйду к чёртовой матери! Достали, заразы! Уйду на фиг!
Познакомьтесь: это молодые учительницы. Вот эта высокая красотка с чёрными локонами, из которой сейчас вылетело так много брани – Ириска. Рядом с ней стоят две девушки: светловолосая, в строгом полосатом костюме и в очках – Елена, тоненькая, хорошенькая, в жёлтом нарядном сарафане - Юна. У Ириски кончился рабочий день, и она говорит то же самое, что и всегда по окончании рабочего дня. Подруги пытаются хоть немного её успокоить.
- Тише, Ириска, тише, - говорит Елена. – А если войдёт кто-нибудь? Красиво будет?
- Задолбали они меня! Никакой дисциплины нет! Чтоб им всем в … провалиться! Все нервы мне вымотали, придурки!
- ну, что ты, в самом деле, - Юна гладит Ириску по руке. – У меня тоже на уроках шумно, ну и что? Подожди немного, со временем всё образуется.
Все три девушки были учительницами. В этом году в школу пришли работать подруги Юна и Ириска. Юна преподавала литературу, а Ириска – географию. В школе они подружились с молодой математичкой Еленой Кокоткиной, работавшей до них один год.
Работа учителя – это работа каторжная. Подруги не знали, с какого бока подступиться к такому сложному делу.
- Ириска! – говорила Юна во время большой перемены. – Послушай, Ириска. Тут ребята говорят, что ты на уроках сквернословишь. Это правда?
- Та-ак… Ириска хмурит брови. – Это Окраскина из шестого «Г» тебя просвещает?
- Неважно, кто. Важно, что ты учитель, и ты не должна так унижать себя.
- Помилуй, подруга! Какое унижение? Когда я на них ору, они только тогда затыкаются.
- И не стыдно тебе? Ты же учительница! Такие слова учительнице произносить недостойно! Надо успокаивать класс более цивилизованным путём.
- Хм… - Ириска ухмыляется. – Вот ты, Юночка, у нас и благовоспитанная, и словами плохими себя не унижаешь, а на уроке-то у тебя дети как недорезанные орут, извиняй меня. Тебе воспитанность-то твоя помогает?
- Я в самом деле ещё не нашла нужного подхода, чтоб у меня на уроке было тихо, - призналась Юна. Но я стараюсь, я ищу.
- Вот и ищи! – звонко рассмеялась Ириска. – А я буду делать так, как сейчас делает весь мир.
- Зачем ты вообще в школе сидишь? – не сдержалась Юна. – Лен! – окликнула она. – Лен, ну, скажи хоть ты ей!
- Юна, - осторожно начала выдержанная Елена, - знаешь, мне кажется, ты неправа. Пойми, Ириске бывает трудно сдерживаться, она первый год тут работает, а у нас нагрузки целый день, вот у неё нервы иногда и сдают…
- А мы с тобой меньше устаём? – возмутилась Юна. – Однако от нас таких слов не слышно.
- Юн, ну, не у всех ведь нервы железные…
- А если бы на твоём уроке сквернословил подросток? – спокойно спросила Юна.
- В смысле?
- Если бы подросток замотался и сказал бы плохое слово на твоём уроке?
На этом месте Елена почему-то перевела разговор на другое. Никто не понял, почему.

2.Загадочный парень
Это был красивый и загадочный парень. Внешне он не очень походил на таинственно-непонятного героя. Очаровательный блондин, но с нахально-непринуждённым выражением лица. Только его светло-шоколадный взгляд был окутан тайной.
Поначалу Юна боялась его. Сейчас в стране одни опасности, даже невозможно подумать, что осталось что-то хорошее и прекрасное. Дело было ранней осенью. У Юны кончились уроки, и она пошла домой. Юна. Как всегда, выглядела так, словно собралась куда-то на кастинг – накрашенная, в белых туфельках, с аккуратной причёской, украшенной жёлтой заколкой.
По дороге к ней привязался парень со светло-шоколадными глазами.
- девушка, а давайте познакомимся, - сказал он ей.
- Я не знакомлюсь на улицах, - отрезала Юна.
- И не хотите делать отклонение от правила?
- Нет.
Она ускорила шаги. Он догнал её.
- А я про вас всё знаю! – крикнул парень. – Вас зовут Юна, вы ведёте литературу в школе и у вас нет мужа.
Юна повернулась к парню, треснула его белой сумочкой по голове и быстро убежала.
На следующий день Юна и Ириска вместе вышли из школы. Рядом с ними пошёл шоколадноглазый парень.
- Привет, девчонки! – сказал он.
- Ириска, пошли быстрее, - шепнула Юна. – Он ненормальный.
- Да ну? – Ириска повернулась к парню. – Привет, мальчик! – Она кокетливо улыбнулась. – А почему вы решили с нами познакомиться?
- Я хочу познакомиться с вашей подругой, - ответил «ненормальный» парень. – А она вчера саданула меня сумкой по голове… Юна, вам не стыдно разбивать моё страдающее сердце?
- Не стыдно, - сказала Юна и пошла быстрее. Ириска и парень побежали за ней.
- Юна! - закричала Ириска. – Ну, ты куда?
- Слушай, - сказала Юна, - я не хочу общаться с психами. Если хочешь, забирай его себе.
- А это идея! Меня зовут Ирина, - улыбнувшись накрашенными губами, представилась она, - а вас?
- Ирина, извините, но меня интересует ваша подруга, - сказал шоколадноглазый парень.
Но Юна уже скрылась в подъезде.
Этот парень теперь часто ходил за Юной до её подъезда. Если рядом оказывалась Ириска, она бурно радовалась появлению парня и начинала с ним кокетничать. Он отвечал ей шутками и обращал внимание на одну лишь Юну. Парень не только ни разу не прикоснулся к ней, но и не сделал ни одного грязного намёка. И всё же Юну раздражало это хождение от школы до дома – она, подруги и этот шоколадноглазый сбоку припёка.

3.Моя прекрасная Елена
Дела амурные не обошли ни одну из трёх подруг. Ириска смущала своих учеников прелестями, выпиравшими из выреза яркого сарафанчика, оголёнными руками и плечами, красочным шарфиком, который она как будто невзначай пускала по стройной ноге. У Юны появился шоколадноглазый воздыхатель. А Елену полюбил один из девятиклассников.
В классной комнате Данила воздух был пропитан матом, а Данил вспоминал сложную красоту выражений в лирике. Данил хватал по всем предметам тройки, а перед его глазами витал прекрасный, неуловимый женский образ. В адрес Данила летели насмешки, а он пытался написать какие-то корявые стихи об этом образе.
Елена ему понравилась из-за спокойного величия, сознания собственного достоинства, умного блеска в глазах. Ему так хотелось поговорить с ней об этом, чтобы она догадывалась, как много она значит для него!
И такой разговор состоялся.
Данил. Можно с вами поговорить?
Елена. Можно. А о чём? (Она села за учительский стол, он рядом с ней за парту)
Данил. Прямо не знаю, как начать… Я одну учительницу люблю, а она вообще не обращает на меня внимания. Что мне делать, чтоб она хоть как-то мною интересовалась?
Елена. Значит, ты её любишь. А она не любит. Или не замечает тебя.
Данил. Да…
Елена. Знаешь, я вообще думаю… Самое лучшее, это если ты от неё отстанешь.
Данил. Почему вы так думаете? Я же люблю её!
Елена. А она? Она-то тебя не любит. Ты думаешь о своих чувствах, а о её чувствах не думаешь.
Данил. Но она ведь может ещё полюбить меня! Ну, должен же я ещё хоть попытаться добиться её любви!
Елена. Ты так говоришь, словно хочешь подчинить её себе… Ты читал Пушкина, «Я вас любил»?
Данил (обрадованно). Да, да, читал! Хорошее стихотворение! Я его наизусть выучил!
Елена. Помнишь, там такие строчки: «Я вас любил: любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем; но пусть она вас больше не тревожит, я не хочу печалить вас ничем». Пушкин же не говорит своей девушке: «Нет, ты люби меня, я требую твоей любви!»
Данил. Нет, но тут другое… Как я буду жить, зная, что она не испытывает ко мне ответного чувства?
Елена. А для любви ответное чувство не обязательно. Можно просто любить и быть счастливым от того, что любишь. И взаимности не надо.
Данил (резко встал и отодвинул стул). Я пойду.
Елена всё ещё не знала, что любовь – не бессмысленное моление, а желание обоюдного чувства от живого человека. Даже в фильме «Формула любви» герой не выдержал поклонения мёртвой мраморной статуе и полюбил живую тёплую девушку, способную на любовь.
«Интересно, в кого он влюбился? – подумала Елена и сама себе ответила: - В Ириску, скорей всего. Она же у нас секс-бомба!»
А Данил вышел из класса и попытался воссоздать тот женский образ, которому посвящались его стихи. Но прекрасное лицо начисто стёрлось из его памяти. Где ты, образ? То ли растворился в воздухе, то ли разбился на куски…

4.После родительского собрания
Юна всегда чувствовала себя неуверенно на родительских собраниях. Сегодня тоже было собрание, и она испытывала такое чувство неуверенности, какое ещё никогда не испытывала. На задней парте сидел шоколадноглазый парень, теребил пальцами воротник свитера и смотрел в упор на Юну. Она не могла понять, как он здесь оказался и зачем рассматривает её шоколадными глазами.
Юна еле-еле дождалась конца собрания. Когда все, кроме парня, разошлись, она подошла к нему и спросила, еле сдерживая гнев:
- Что вам здесь нужно? Как вы вообще просочились на это собрание?
- Тихо, тихо, - заговорил парень, вставая со стула. – Ладно, вы меня раскусили. Я старший брат Влада Синичкина. Меня зовут Игорь. Я увидел вас на школьном дворе и влюбился.
- Влюбился? – в растерянности переспросила Юна.
Шоколадные глаза гипнотизировали её. Когда Юнино сознание на минуту прояснилось, она сразу же представила себе такую картину: парень и девушка в пустом кабинете, он говорит: «я влюбился», заваливает её на стол…
- Уйдите отсюда! – закричала она.
- Юночка, успокойтесь, - засмеялся Игорь.
- Немедленно уйдите! Я кричать буду!
- Ладно, ухожу, - в дверях Игорь обернулся и сказал: - Но если я сойду с ума от горя, это будет целиком на вашей совести.
Игорь вышел из класса, сделал несколько шагов и остановился. Почему девчонка, которую называют учительницей, так реагирует на него? Сейчас никто не верит в хорошие намерения парней. И девчонка Юна тоже не верит. А он любит её. Игорю хотелось поближе познакомиться с Юной, не выходившей из его мыслей с того памятного дня. Когда он впервые увидел её. Он не мог хорошо сказать ей о своей любви. Любовь наполнила его и даже переполнила, любовь уже не помещалась в Игоре. Но его любимая не верила в то, что сейчас парень может не только надругаться над девушкой, но и просто любить её.
И что теперь ему надо делать, чтобы она поверила?

5.Депрессия Окраскиной
Когда у Ванды Окраскиной началась депрессия, Ванда попросила о помощи Елену – «вы знаете, у меня ведь депрессия». Елена успела только подумать: «Зачем же она ко мне обращается, у нас вроде психологи есть». А Ванда считала Елену умной, рассудительной, и, вообще, Елена была авторитетом для Ванды. Девочка обдумывала, кто может ей помочь, и полностью уверилась, что Елена – человек, который ей нужен.
Ванда рассказывала классическую историю подросткового возраста: скандалы дома, голова кругом от ненормальных подруг, предательство любимого. Потихоньку-помаленьку всё это загнало здоровую девочку в депрессию. Елена слушала и поглядывала на часы – как раз в это время они с Ириской и Юной должны были идти все вместе домой.
- Извини, - наконец перебила она, - но я не умею слушать, как это делают психологи. Я бы просто посоветовала забыть об этом. Ну, или обратись к психологу, если хочешь об этом говорить.
- Спасибо! – засмеялась Ванда. – Ходила я уже к психологу… - Дальше пошёл рассказ о том, что не всем нравится её прямой непреклонный характер, и вот психологам тоже не понравился.
- Я знаю, почему так выходит, - сказала Елена. – Ты всё видишь только в чёрном и белом цвете, не различая оттенков. Это называется юношеский максимализм. Постоянно с кем-то борешься, признавая только свои аспекты. Вот, смотри, - Елена берёт подвернувшуюся бумажку и пишет несколько раз: «я я я я». – Ты сейчас, когда говорила, тоже всё время повторяла: «я я я я».
Ванду всегда восхищало умение Елены хорошо говорить. Но теперь красноречие учительницы забило Ванду. Сама она не могла убедительно объяснить, что, раз она рассказывала о своих конкретных проблемах, то, естественно, говорила слово «я». Если бы рассказ шёл, к примеру, о Вандиной подружке, то Ванда повторяла бы имя подружки.
- При чём тут юношеский максимализм? – смогла только выдавить Ванда. – Я просто просила, чтобы вы мне помогли…
- А почему, собственно, ты меня об этом просишь? Ты на меня хочешь вылить свои негативные эмоции? Есть ведь и другой способ – записать всё о своей депрессии в дневник. Вот и всё.
- Да я вовсе не имела в виду, что хочу вас загрузить своими проблемами… Поддержка мне нужна…
- Нет, а почему эта поддержка должна исходить именно от меня? Ты, по-моему, хочешь меня сделать своей подружкой? А между нами должны быть только деловые отношения.
Ванда поклонилась Елене в пояс, поблагодарив при этом за понимание.
- Пожалуйста, пожалуйста, - улыбнулась Елена.
Уходя, Ванда сказала, что не винит Елену, так как Елена не жила её жизнью и, следовательно, не может понять весь кошмар жизни Ванды.
- Да какое право ты вообще имеешь меня в чём-то обвинять? – вспылила наконец Елена.
Они словно поменялись ролями: выдержанная Елена кричала, доведённая до злобы странными речами Ванды, а непримиримая Ванда спокойно смотрела ей в лицо. Губы Ванды улыбались, а глаза страдали.
Девочка ушла. «Ну, вот, - подумала со злостью Елена, беря сумочку, - теперь Юна и Ириска точно меня не дождались». Но, выйдя из класса, она тут же увидела своих подруг. Они, как малолетки, играли в игру «камень, ножницы, бумага». Елена рассказала подругам историю с Вандой.
- А я чего говорю! – сказала Ириска. – Эта Окраскина борзеет с каждым днём. В самом деле, подружка ты ей, что ли?
- По-моему, ты неправа, - сказала Юна Елене. – На твоём месте я была бы рада, что эта девочка, кстати, очень непростая, мне доверяет.
- Юна, но пойми, это вовсе не тот вопрос, который я обязана решать. Окраскина вполне может обратиться за помощью к подружкам… или изливать душу своему дневнику.
- А ты не думала, что она доверяет тебе больше, чем своим подружкам? А что касается дневника, то он не заменит сострадания со стороны окружающих.
- И что вы спорите? – сказала Ириска. – Ясно же, что Люська права. С Окраскинской репутацией к учителям лучше не соваться.
- Зато ты у нас белая и пушистая, - сказала Юна. – Всё никак не можешь забыть, что Ванда тебя критиковала?
- Вот, сама же говоришь, - заметила Елена, - что Ванда критикует Ириску. А у неё нет права критиковать учителей. Между ней и нами должны быть только деловые отношения и ничего больше.
Юна просто поражалась толстокожести подруг. Ну, с Ириски взять нечего, это ясно, но Лена-то! Лена, которая всегда была такая умная, всё на свете понимающая, способная разрешить любую проблему! Юну как-то занесло к Елене на урок. Елена в тот момент с потрясающим красноречием говорила о взаимном уважении людьми друг друга. Елена, обязанная быть прозаичной математичкой, говорила так хорошо, что Юна забыла, зачем пришла, заслушавшись речью Елены… Значит, грош цена тем красивым словам?
- Кто-нибудь из вас читал книги Юрия Яковлева? – спросила Юна.
- Это тот, который написал «Секс с карамелькой»? – живо заинтересовалась Ириска.
- Нет, Ириска, я говорю не о тех писателях, которых читаешь ты, а о великом человеке… А ты его читала? – обратилась Юна к Елене.
- Да, читала немного.
- У Яковлева есть рассказ про войну. Героиня рассказа работала учительницей. Фашисты хотели расстрелять четверых молодых людей, один из них был её сыном, остальные – учениками. И вот мальчиков повели на расстрел, а мать могла спасти сына. Но она посмотрела на своих учеников, вспомнила всё, что их связывало, и сказала: «Они все мои сыновья». Их расстреляли… Как ты думаешь, та героиня разделяла твои взгляды?
- Понимаешь, Юна, - улыбнулась Елена, - тогда было другое время. Ученики уважали своих учителей, учителя ценили их за это. Но сейчас всё не так. Дети всё больше и больше распускаются, учителя не имеют для них авторитета. Естественно, что и учителя испытывают негативные эмоции от этого поколения.
- Ой, кому ты всё это говоришь? – вмешалась Ириска. – Эта ретробарышня Юнка застряла где-то в десятом веке, она в современных детях не разбирается.
- В чём-то ты права, - сказала Юна, не обращая внимания на Ириску. – Конечно, сейчас много не самых лучших детей. Но учителя теперь тоже стали мельчать. Кого из них наши дети сейчас будут уважать?
- А кого из детей мы будем уважать? – спросила Елена. – Ты о нас подумала?
- В каждом классе кроме отвратительных учеников есть люди с высоким порогом морали. И наша задача – разглядеть их и не опозориться перед ними.
- У тебя голубые глаза, - произнесла Елена.
- Голубые. Ну и что? У тебя серые, у Ириски карие.
- А ты своими голубыми глазами видишь всё в прекрасном небесном цвете.
- А у тебя глаза серые, - сказала Юна. – Ты всё видишь в сером цвете. Ты говорила Ванде, что она всё видит белым и чёрным, называешь это юношеским максимализмом, а сама не различаешь даже этих двух цветов. Чёрный и белый слились для тебя в один серый цвет.
Они уже подходили к подъезду Юны. И Юна зашла в свой подъезд, даже не попрощавшись с подругами.
Увлёкшись разговором, никто из них не заметил, что рядом шёл шоколадноглазый Игорь.

6.Оставшаяся
По окончании учебного года три подруги решили все, как одна, уйти из школы. Слишком видно было, что они не справляются с ролью учителей. Казалось бы, всё хорошо, да у Юны на уроках с дисциплиной плоховато, а Елена, глядя на учеников, никак не может понять, что у них внутри, а Ириску вообще все успели возненавидеть.
- Давай, Юн, отчалим отсюда все вместе! - уговаривала Ириска. – Ну, не вышло у нас здесь – и … с ними, жизнь на этом не кончается!
- Опять выражаешься, - рассеянно отвечала Юна.
Да, хорошо Ириске: в школе не получилось, не срослось – ничего страшного, в другое место перекочует. Елена не привыкла грузить кого-то своими эмоциями, но ей, кажется, тоже не очень тяжело расставаться с работой, где она работала хотя и мало, но подольше своих подруг. А вот Юне стало почему-то грустно. Весть об уходе молодых учительниц облетела всю школу.
- Слышали? Они уходят!
- Ну и слава Богу! – проворчал Данил, ещё не позабывший обиду, нанесённую ему каменной девушкой Еленой.
- Математичка и географичка уходят – это хорошо, - сказала Ванда. – Давно пора. А вот что литераторша уходит – жалко…
Литераторша в это время сидела в своём классе – может быть, в последний раз. Юна думала: как же она уже привыкла к этому месту, к людям. И вот надо всё бросить и идти неведомо куда. Может, в самом деле, не судьба ей здесь работать?
Юна знала, что сейчас в школы просачиваются плохие учителя, и вот она решила пойти работать в какую-нибудь школу, чтобы одним Учителем с большой буквы стало больше. Юна видела свой долг в том, чтобы её место работы не превратилось в дикий лес, а стало таким, где люди всегда найдут тепло и понимание.
Юна с сожалением осознавала, что есть много обстоятельств, в силу которых она не то что Педагогом, а и заурядным преподавателем не может стать. Юна хорошо разбиралась в литературе, но, говоря на эту тему, никогда не знала, как ей выразить свои мысли. Обсуждая обычные житейские вопросы, она и то затруднялась связно и убедительно говорить, а от мысли, что нужно понятно объяснить народу мировую классику, ей просто плохо становилось. Правда, иногда она могла с чувством и выразительно говорить о чём-то, но это если только захлестнут эмоции, а в большинстве случаев Юна даже не могла отстоять свою точку зрения, так как не умела хорошо говорить. Потом, она совершенно не умела установить тишину на уроке. Ириска, когда на её уроках шумели, начинала кричать сама, не стесняясь в выражениях, и перекрывала своим звонким голоском все посторонние шумы. У Юны так не выходило, а если она даже и пробовала повысить голос, то лучше бы не пробовала. Обычно Юна говорила, что, ладно, если никто не хочет слушать, она вообще может урока не проводить.
С недостатками своими пришлось бороться. Дома Юна тренировалась перед зеркалом – рассказывала о жизни великих писателей. По дороге в школу Юна старательно собирала в своей голове мысли о том или ином произведении. И наконец она добилась своего! Говорили о «Маскараде» Лермонтова. Юна вдохновенно, почти на одном дыхании, рассказывала о сути «Маскарада». На минуту она остановилась и даже не поверила, что это она так складно говорила – такие слова должна была произносить Елена. Потом испугалась, что, остановившись, уже не сможет больше так великолепно говорить. Опасения были излишни – дальше Юна объясняла тему так же прекрасно. Никто даже не болтал – заслушались Юну.
Но главное вот что. Как ни хотела Юна пополнить стройные ряды идеальных учителей, она чувствовала: чего-то в ней не хватает. Чего-то недодано судьбой. Конечно, быть такой, как она, лучше, чем такой, как бескультурная Ириска или Елена с её показными красивыми словами. И всё же до Педагога Юна, видно, не дотянет никогда.
За её спиной громко хлопнула дверь. Юна обернулась. В класс вошла Ванда Окраскина. Юна слышала, что у учителей сложились два полностью противоположных мнения о ней. Одни говорили, что это дружелюбная милая девочка, серьёзная на уроках и доброжелательно настроенная в общении. Другие считали Ванду дерзкой, несдержанной на язык хамкой, а Ириска говорила о ней слова, которые Юне даже мысленно неудобно было произносить. Сама же Юна смотрела на Ванду и удивлялась, как о ней вообще кто-то может быть плохого мнения.
- Здравствуйте, - сказала Ванда. – Скажите, разве это правда, что вы уходите из школы?
- Да, - ответила Юна.
- Не уходите от нас, пожалуйста, - произнесла Ванда, как всегда говоря то, что чувствует.
- Ты в самом деле не хочешь, чтоб я уходила? - изумилась Юна. – Но ты же знаешь меня всего один год…
- Да. За этот год я поняла, что вы очень хороший учитель. Из молодых нам почему-то всё время попадались сплошь тупые практикантки. А вы просто идеальная. Вы созданы для того, чтоб в школе работать. У меня из-за вас даже депрессия кончилась, верите?
- Я за тебя рада, - сказала Юна. – И спасибо за хорошие слова. Но, Ванда, я не такая, какой ты меня считаешь. Я ведь просто девушка, которая хотела стать учительницей. Я делаю много ошибок и в школе чувствую себя менее комфортно, чем ты.
- Но вы же ещё только начинаете работать, - улыбнулась Ванда. – А у нас в преподавателях ходит много таких, которых нельзя подпускать к школе. Если бы вы здесь работали, было бы на одного хорошего учителя больше. Так хочется видеть побольше человеческих лиц!
- Спасибо, Ванда, - прошептала Юна.
Она не знала, за что благодарит Ванду. Но знала, что никуда теперь не уйдёт. Её место – здесь, как бы ни было ей трудно.
После уроков Юна так и сказала подругам: «Я остаюсь. А вам, действительно, лучше попробовать себя в другой профессии». О Ванде Юна не произнесла ни слова, опасаясь Ирискиной реакции, но знала: эта непростая, строгая в суждениях девочка просила её остаться, называла Юну идеальной учительницей.
По дороге домой идеальная учительница оглядывалась по сторонам – нет ли где Игоря, парня с шоколадными глазами. И, когда она совсем отчаялась его встретить, он сам к ней подошёл.
- Юна, я с каждым днём всё больше люблю вас, - сказал Игорь.
Шоколадные глаза завораживали, манили Юну, и она чувствовала: ещё секунда – и она пойдёт за этими глазами куда угодно…

1. Дебра Лафэйв

Учительница средних классов из Флориды Дебра Бисли Лафэйв в 2006 году получила обвинение в том, что не раз вступала в половой контакт со своим 14-летним учеником, включая один раз в машине, когда его 15-летний двоюродный брат был за рулем. Многим было трудно поверить, что такая молодая и симпатичная девушка пожертвовала своей молодой семьей ради несовершеннолетнего школьника. (AP Photo/St. Petersburg Times)


2. Дебра Лафэйв была учителем чтения в школе Греко в Темпл Террес, штат Флорида, США, когда в 2004 году ее обвинили в том, что она занималась сексом с мальчиком, не достигшим 16-летнего возраста. Лафэйв приговорили к трем годам домашнего ареста и семи годам условно. Многие задались вопросом, получил ли бы мужчина-учитель, занявшийся сексом со своей несовершеннолетней ученицей, столь же легкое наказание. (AP Photo/Hillsborough County Jail)

3. Дебра на фото после слушания ее дела в 2007 году. На этот раз ее обвинили в неподобающем разговоре с коллегой по работе в ресторане, где она работала. По данным полиции, девушки разговаривали о семейных проблемах, парнях и сексе. Подобные разговоры не разрешены ей по условиям ее испытательного срока. (AP Photo/Chris O Meara)


4. Памела Роджерс Тернер

Памела Роджерс Тернер - учительница физкультуры в небольшом городке и бывшая баскетболистка с внешностью кинозвезды - получила обвинение в том, что занималась сексом с 13-летним учеником, причем, один раз в спортивном зале. Ее приговорили к 8 годам тюремного заключения, но отсидела она только 9 месяцев. (AP Photo/The Southern Standard)


5. Даже отбыв срок в 9 месяцев, Памела не смогла забыть своего 13-летнего любовника. Выйдя из тюрьмы, она продолжала контактировать с мальчиком, посылая ему смски, фотографии и видео сексуального содержания. (AP Photo/Warren County Sheriff)

6. В июле 2006 года Памела Роджерс была приговорена к 7 годам лишения свободы за нарушение условий испытательного срока. На слушании она сказала: «Я готова сделать все, чтобы исправиться». Однако в 2007 году она получила еще два года срока за то, что отправила этому же мальчику фото себя в обнаженном виде. (AP Photo/Mark Humphrey)


7. МэриКей Леторну-Фауулау

На этом фото бывшая учительница младших классов Мэри Кей слушает приговор суда в Сиэтле в 1998 году. Тогда 35-летняя Мэри - жена и мать четырех детей обвинялась в изнасиловании ребенка - Вили Фуалаау. Он учился во втором классе, когда они познакомились, и которому было всего 12 лет, на момент их первого секса. (AP Photo/Alan Berner)


8. Мэри Кей родила от Вили ребенка в июле 1997 года, когда мальчику было всего 14 лет. Ее признали виновной в изнасиловании и приговорили к 7,5 лет лишения свободы. (AP Photo/The Seattle Times)
9. Отбыв срок, Мэри Кей вышла замуж за своего когде-то несовершеннолетнего любовника Вили Фуалаау, у них два общих ребенка. Теперь 47-летняя Мэри и ее муж Вили даже смогли посмеяться над своей ситуацией, создав серию вечеринок «Горяченькие училки» в местном ночном клубе. (AP Photo/The Insider)
10. Сандра Бет Жизель

Бывшая учительница английского в католической школе для мальчиков Сандра Бет Жизель получила обвинения в изнасиловании 16-летнего ученика. Некоторые полагают, что жертвой как раз была девушка. (AP Photo/Tom Killips)

11. Жизель снова появилась на страницах газет год спустя, но на этот раз «главным героем» стал ее муж - президент банка - которого обвинили в сексуальных домогательствах. Жизель отпустили, и она стала лицом, совершившим сексуальное преступление первого уровня. (Colonie Police Department)



12. Эбер Дженнингс

30-летняя учительница старших классов Эмбер Дженнингс обвинялась в том, что вступила половой акт с 16-летним учеником. Ее обвинили в «незаконном сношении с несовершеннолетним» и в том, что она отправляла ему свои фото в голом виде. (AP Photo/The Telegram & Gazette)


13. В сентябре 2005 года Эмбер Дженнингс была признана виновной в «распространении вредных материалов несовершеннолетнему лицу». Она призналась, что отправила 16-летнему школьнику фотографии сексуального характера. (AP Photo/The Telegram & Gazette)
14. Кэрри МакКэндлесс

Кэрри МакКэндлесс признали виновной в неподобающих половых связях с учеником старшей школы. 29-летнюю учительницу приговорили к 5 годам условно. (AP Photo/Sherri Barber)


15. Учительницу Кэрри МакКэндлесс, которая также была женой директора школы, обвинили в сношении с 17-летним учеником во время загородной поездки с классом. (AP Photo/Jefferson County Jail)

16. Эмми Виктория Бек

Эмми Виктория Бек поразила полицейских, когда пришла и призналась в том, что у нее 9 месяцев была связь с 14-летним школьником. 33-летнюю бывшую учительницу приговорили к двум годам лишения свободы. (CBS/KCAL)

17. Хизер Линн Зео

Учительницу математики Хизер Линн Зео выгнали с работы за подозрение в занятии сексом с одним из своих учеников на заднем сидении ее семейного фургона и отправке ему смс сексуального содержания. (HeatherLynne.com)


18. Хизер Линн Зео обвинили в подвержении опасности здоровья ребенка и четырех случаях совращения малолетних. У нее трое детей, и она ведет свой сайт, где публикует песни с христианскими текстами, а также песенки для изучения математики. (AP Photo/The Reporter)
19. Лиза Глайд

Актриса мыльных опер стала скандальной учительницей. Ее приговорили к пяти годам испытательного срока, после того как признали виновной в том, что она дважды переспала со школьником. Но предполагаемая 17-летняя жертва утверждала, что это он преследовал ее. В ее защиту парень, который сейчас учится на втором курсе университета, послал письмо с текстом «Лиза Глайд - не сексуальная хищница». (WCBS)


20. Мелисса Петро

Учительница начальных классов Мелисса Петро из Нью-Йорка была уволена, когда руководство ее школы узнало, что когда-то Мелисса работала проституткой. Девушка в течение трех лет преподавала искусство в одной из школ Бронкса, и ей удавалось скрывать свое прошлое от родителей учеников и руководства. (Personal Photo)


21. Все обнаружилось, когда 30-летняя Мелисса написала статую в интернете с критикой в адрес одного сайта, что тот убрал рекламные блоки, рекламирующие секс-услуги. (Personal Photo)
22. Терика Дай

Учительницу естествознания выгнали из школы, когда дети узнали, что когда-то она была порно-актрисой. (CBS/KFVS)

23. Тара Дрисколл

Учительницу из Нью-Йорка обвинили в том, что она вступила в половую связь с несовершеннолетним учеником в мотеле. Об этом узнала мать жертвы, которая и сдала Тару полиции. (Nassau County Police Department)


24. Лони Фолкс

Учительница начальной школы Лонни Мэри Фолкс была признана виновной в сексуальном контакте с 16-летним школьником. Ей выдвинули обвинение, когда признали виновной, что она переспала с 16-летним учеником по обмену из Италии, который проживал в ее доме. Ей дали 12 лет условно. (WKRG)


25. Шерал Смит

Бывший репетитор Шерал Смит была приговорена к 7 годам лишения свободы после обвинения в сношении с 14-летним мальчиком. Она не была его учительницей. (School Photo/Mug Shot)

26. Стэйси Шулер

33-летняя учительница физкультуры из Огайо была признана виновной в занятии сексом с пятью учениками. Некоторые из них были футболистами. Один из учеников признался, что они с другом занимались со Стэйси сексом у нее дома. (Warren County Jail)


27. Кэролл Энн Хоуп

36-летняя учительница математики Кэролл Энн Хоуп из Южной Каролины была признана виновной за вступление в половой акт с 14-летним учеником. (Darlington County Detention Center)

  • 12. 01. 2017

Две молодые учительницы едут работать из города в село. Как в старых советских фильмах. «Такие дела» отправились в село Глазок Тамбовской области посмотреть, как живут современные романтики-педагоги, бросившие теплые мегаполисы

Роксане Пономаренко 22 года, она из Екатеринбурга. Летом закончила педагогический. Москвичке Арине Сачковой 23 года, в багажнике - МПГУ имени Ленина и целый год опыта работы в частной столичной школе. Обе прошлой зимой случайно узнали о проекте «Учитель для России» и загорелись в нем поучаствовать. Благотворительный фонд «Новый учитель» и Высшая школа экономики отбирают и обучают талантливых молодых специалистов, жаждущих изменить мир к лучшему, для работы в обычных региональных школах Калужской, Воронежской, Тамбовской областей. Большинство школ проекта находятся в областных городах и райцентрах. Работу именно в сельской школе девушки выбрали сами.

Глазок по современным меркам село большое - почти полторы тысячи человек - и вполне благополучное. В нем чувствуется жизнь. Несколько продуктовых и хозяйственных магазинов, Сбербанк, большой дом культуры с кружками по интересам, новая детская площадка, отреставрированная церковь. Но тут и там глаз цепляется за заброшенные дома и целые части улиц - остатки былой роскоши. Когда-то в Глазке было почти пять тысяч жителей, совхоз-миллионер, предприятия. Сейчас работы практически нет. Почти в каждой семье кто-то уезжает на заработки, вахтами: в Воронеж, в Москву. До райцентра - Мичуринска - час на автобусе по заснеженной дороге. Оттуда ночь поездом до Москвы. Фонарей нет. Ночью темно, звезды, собаки лают, и снег хрустит под ногами.


Арина Сачкова

Фото: Оксана Юшко для ТД


Роксана Пономаренко

Фото: Оксана Юшко для ТД

На центральной улице Глазка, которая, как ни странно, носит имя не Ленина, а Пушкина, собраны все местные достопримечательности, в том числе местная общеобразовательная школа (полное название школы звучит, как и большинство современных аббревиатур в образовании, довольно затейливо - Глазковский филиал МБОУ Кочетовской СОШ имени Героя Советского Союза Н. Шерстова).

Продвинутая сельская школа

Школа, надо признать, производит сногсшибательное впечатление. Для села неожиданно. Первая ассоциация - усадьба. Но дворянских поместий в Глазке вроде бы не было. Местные довольно улыбаются уже привычной им реакции гостей. Школа новая, такой ее построили взамен сгоревшей стандартной трехэтажки лет восемь назад. Про спортивный зал только забыли. Обещают достроить, но дальше свай дело пока не идет.

Навстречу выходят две девочки. Одна лет семи-восьми, вторая - постарше, с обаятельной улыбкой и серебряной звездочкой на щеке. Это Роксана Игоревна

У входа несколько пар лыж. Кто-то принес на урок физкультуры. Катаются тут же на поле в 100 метрах от школы. А некоторым на лыжах и до школы удобно добираться. Треть ребят привозят из соседнего села на автобусе. Всего в школе с нулевого по 11-й класс сейчас 96 учеников. В 11-м в этом году единственная выпускница. Захожу с трепетом. Вломиться в чужую школу посреди урока и звонить учителю на мобильный - преступление высшей пробы. Предновогодняя неделя. В холле первого этажа большая елка, стены в мишуре и снежинках. Но весь холл у входа - в плакатах про правила дорожного движения и вред курения и наркотиков.

Навстречу выходят две девочки. Одна лет семи-восьми, вторая - постарше, с обаятельной улыбкой и серебряной звездочкой на щеке. Это Роксана Игоревна, учитель русского, литературы и английского в младших и средних классах. На английском второклашки сосредоточенно делают новогодние открытки из цветной бумаги, попутно повторяя английский алфавит в стихах. Роксана Игоревна нарезает для открыток заготовки и рассказывает ребятам, что открытки подарят бабушкам и дедушкам в доме престарелых.

На перемене заглядывает Арина Михайловна. У нее уроки уже закончились, и впереди только легкий разгром столовой. Обещали с детьми напечь имбирных пряников. От директора школы училки получили практически полный карт-бланш. Хотите печь - пеките. Печь и украшать пряники собираются человек 30 - и девочек, и мальчиков из разных классов.

Фото: Оксана Юшко для ТД

Школа в Глазке

Фото: Оксана Юшко для ТД

Главная площадь в Глазке

Фото: Оксана Юшко для ТД

Село Глазок

Фото: Оксана Юшко для ТД

Фото: Оксана Юшко для ТД

Арина Сачкова и Роксана Пономаренко в селе Глазок

Фото: Оксана Юшко для ТД

Школа в Глазке

Фото: Оксана Юшко для ТД

Главная площадь в Глазке

Фото: Оксана Юшко для ТД

Село Глазок

Фото: Оксана Юшко для ТД

Арина Сачкова и Роксана Пономаренко у своего дома в селе Глазок

Фото: Оксана Юшко для ТД

«Первый месяц родители несколько настороженно спрашивали, нормально ли, что дети на уроках литературы рисуют, - рассказывает директор Надежда Дмитриевна Сорокина. - Я пошла сама посмотреть - да, нормально! Пусть поют, пусть рисуют, пусть делают все, что помогает усваивать материал. Мне очень нравится, какая открытая и творческая атмосфера у девочек на уроках. Я сразу сказала: все, что не запрещено - разрешено. Пусть таскают парты, пусть садятся, как хотят, лишь бы был результат».

Есть многодетные, кого-то воспитывают бабушки, на ком-то с детских лет хозяйство, кто-то был свидетелем смерти отца

Училками они называют себя сами. Как у Бел Кауфман в знаменитом романе «Вверх по лестнице, ведущей вниз» - о том, как многое может изменить даже в самой трудной школе один увлеченный учитель. На перемене на Роксане гроздьями виснут дети. И как-то внезапно вся гурьба начинает носиться паровозиком, шум, гам, веселье и человек двадцать на хвосте. Взрослые учителя на забавы училок посматривают снисходительно, но доброжелательно. В нагрузку к 25 часам в неделю у каждой есть классное руководство. У Роксаны пятый класс, у Арины - восьмой. Когда на родительском собрании они устроили чаепитие с шарлоткой, произошел разрыв шаблонов. Родители привыкли на собраниях выслушивать негатив, а тут каждый получил записку с благодарностью за ребенка и описанием его достижений. Когда в классе семь-восемь человек, узнать и понять удается каждого.

Училки, общаясь с коллегами по программе, уехавшими в другие места, считают, что им очень повезло со школой и директором. Здесь очень хорошая атмосфера, светлая. И дети открытые, все чувствующие. Хотя у многих проблем хватает. Есть многодетные, кого-то воспитывают бабушки, на ком-то с детских лет хозяйство, кто-то был свидетелем смерти отца. Есть неожиданно светлые головы. Они такими просто родились. Хотя у них те же проблемы дома.

Училки покоряют село

Быт приезжих сельских училок тоже очень киношный. Рассказывают, что не ожидали, какой заботой их окружат местные. С поезда встретили, дом нашли. Нанесли овощей из своих хозяйств, сало, масло. Научили делать голубцы. Сводили за руку, к кому ходить за яйцами, а к кому за молоком. Выдали велосипеды. Сосед поделился паролем от своего wi-fi. Первое время все заглядывали, разобрались ли с газовым котлом, водой, все ли работает. Когда Роксана заболела, пришли лечить ее свиным жиром. «Тут это главное лекарство, - смеется Арина. - Что болит, то и мажут салом. И ведь помогает, что самое удивительное». «Мы поначалу растерялись, не знали, чем можем отблагодарить за такую заботу. И в школе приняли сразу, без напрягов, - говорит Роксана. - В объятия не кидались, но хорошие, рабочие, ровные отношения сложились сразу».


Арина Сачкова дома

Фото: Оксана Юшко для ТД


Роксана Пономаренко дома

Фото: Оксана Юшко для ТД

От дома до школы минут пять-семь прогулочным шагом. Большой деревенский дом на три семьи с тремя отдельными входами. Во дворе десяток разнообразных хозяйственных построек. Туалет в дальнем углу. Сарай, гараж, курятник. Грозный пес на цепи. И явно летом грядки. Терраса, сени, большая кухня с ванной, две спальни и гостиная, удобства во дворе. Холодильник на кухне в цитатах из Бродского.

Из школы приходят домой, оставляют тетрадки и идут в магазин. Почти ежедневный ритуал. Купить маслины, вкусный местный хлеб, овощи, иногда сосиски. У веранды уже собрались местные коты. На ужин у всех сегодня паста болоньезе, салат и чизкейк по-глазковски. Обедают обычно в школе за 300 рублей в месяц. Кафе нет. Из развлечений по субботам дискотека в местном клубе. Молодежи в селе немного.

Поначалу приезд училок вызвал оживление мужского населения. Хи-хи, ха-ха, айда гулять, девчонки, вы же не замужем. Когда ухажеры в два часа ночи стали трезвонить в дверь и ходить под окном, перепуганные потенциальные невесты наутро рассказали о визитерах в школе и соседям, и тех сдуло.

«Мы пару раз ходили на местную дискотеку. В целом в селе алкоголиков нет. Все очень спокойно и умеренно. Но отдыхать или танцевать без алкоголя не могут. Мы как-то пригласили двух знакомых в гости. Но беседа не задалась. Гости подливали вина, спрашивали, почему мы так мало пьем, и недоуменно слушали наши рассказы про школу. Кажется, принцев-трактористов не бывает, - смеется Роксана. - Или мы их пока не встретили».

Иногда под настроение выходят на прогулку, забавно нарядившись, нацепив огромные очки, серебряные звезды, смешные аксессуары. И сами для себя устраивают праздник. Аксессуары Арина мастерит из серебристого утеплителя.

Каждый вечер в своей гостиной-учительской они собираются каждая со своими тетрадками на проверку, готовятся к урокам на следующий день. Арина делает карточки для английского. Роксана, ворча, заполняет журнал, от которого отлынивала две недели. Арина подтрунивает, что лучше, как она, тратить на это двадцать минут каждый день в школе. Выставлять оценки Роксане Игоревне не по душе. В первой четверти они ставили только четверки и пятерки, потом директор мягко попросила быть «не такими добрыми». Главное место в гостиной занимает принтер. Его купили с первой же стипендии. Большинство материалов к урокам готовят и распечатывают сами. К обычной учительской зарплате, она у училок 17-18 тысяч, они получают по программе стипендию 35 тысяч. Директор хлопотала в местном отделе образования, и, возможно, будет и местная доплата еще 2500. Зарплату переводят на олдскульную сберкнижку. Банкомата в селе нет.

Легкость бытия

Училки считают, что для местных они немножко странненькие - такие инопланетянки. «У нас более легкое отношение к жизни и к самому статусу учителя. С детьми на равных. Мы можем с ними нарядиться, петь, смотреть кино и есть пиццу. Они позволяют себе над нами шутить. Культивируемая дистанция учитель-ученик не дает автоматически соблюдения дисциплины», - убеждена Арина. «Некоторых замыкает на системе: шаг влево, шаг вправо. Как можно писать диктанты не в тетради для диктантов. Я вот с этим попалась», - смеясь, закатывает глаза Роксана.

Фото: Оксана Юшко для ТД

Фото: Оксана Юшко для ТД

Роксана Пономаренко играет с учениками на перемене в школе

Фото: Оксана Юшко для ТД

Фото: Оксана Юшко для ТД

Фото: Оксана Юшко для ТД

Арина Сачкова и Роксана Пономаренко в школе

Фото: Оксана Юшко для ТД

Роксана Пономаренко играет с учениками на перемене в школе

Фото: Оксана Юшко для ТД

Роксана Пономаренко играет с учениками на перемене в школе

Фото: Оксана Юшко для ТД

Арина Сачкова на уроке в школе

Фото: Оксана Юшко для ТД

На уроке английского языка с Роксаной Пономаренко

Фото: Оксана Юшко для ТД

«Те, кто работают по 20 лет, замучены регламентами и проверками. Они не могут отпустить ситуацию. А у нас другой подход. Мы не делаем никаких революций, но у нас есть внутреннее ощущение свободы. Я могу сесть на пол с детьми и читать книжки. Недавно мы при свечах читали вслух «Страшную месть» Гоголя. А словарные слова лучше всего запоминаются во время игры в «виселицу» или «крокодил».

Главное посмотреть на урок глазами ребенка. Ему скучно 45 минут слушать правила русского языка. Школа не должна быть карцером, в котором дети приговорены провести 11 лет. Нужно быть максимально интерактивным, тогда даже восьмиклассники отрываются от телефонов», - рассказывает Роксана.

С чтением сложно практически у всех и во всех классах. Дома книг почти нет, школьная библиотека сгорела

Мы доедаем конфеты, оставшиеся от такого интерактивного урока литературы в седьмом классе. Как привлечь внимание семиклассников к поэзии? Просто заставлять учить - не работает. Роксана Игоревна предложила ребятам наделать фантиков для конфет с секретом. Выбрать понравившееся стихотворение и переписать два четверостишия на листок. Мальчишки корчат физиономии от любовной лирики, и Роксана предлагает выбрать им любые понравившиеся стихи из сборников поэзии, которая она принесла. На несколько минут воцаряется тишина, пока кто-то из ребят, листая книгу, вдруг восклицает: «О, Пастернак - это тема», - и начинает быстро писать. Где-то когда-то Пастернак уже всплывал на уроке, и вот, обрел своего нового почитателя. Потом в каждый такой фантик заворачивают конфеты, собирают в один мешок, вытягивают по очереди и вслух читают, кому что досталось. С чтением сложно практически у всех и во всех классах. Дома книг почти нет, школьная библиотека сгорела. В средних классах часто читают программные произведения вслух, а параллельно рисуют то, о чем слышат.

Хотя уже на опыте поняли, что иногда, как бы учитель ни выделывался, его не слушают. «Бывает, рассказываешь что-то, весь трепещешь от темы, и вдруг кто-то из класса говорит: «Ой, у вас кроссовки Reebok? И у меня такие же». - И все. Ты понимаешь, что ты для них не говорящая про «Тараса Бульбу» голова, а человек в кроссовках, с прической, украшениями. Они всего тебя разглядывают. Ловят твои эмоции, ощущения, и этот взаимный процесс очень интересный», - говорит Арина. «У меня как-то началась неделя глубокой тоски по дому, - рассказывает Роксана. - Пришла на урок в седьмом классе и поняла, что не могу вести литературу. И мы стали просто разговаривать. Встаньте дети, встаньте в круг, вот мой ноутбук». Роксана признается, что тогда вместо литературы использовала урок как сеанс психотерапии от семиклашек. Рассказывала им про свою семью, свой дом, показывала фотографии. Роксана говорит, что семья до самого ее отъезда в конце августа думала, что это какая-то шутка. До этого она ни разу от родителей никуда не уезжала. У Арины мама с удивлением спросила: «А что, поближе школ не нашлось?» Арина уверила, что нет. Ей, наоборот, хотелось уехать подальше. «Чем контрастнее - тем круче».


Фото: Оксана Юшко для ТД


Арина Сачкова и Роксана Пономаренко в своем доме в селе Глазок

Фото: Оксана Юшко для ТД

Программа «Учитель для России» рассчитана на два года. Роксана с Ариной в Глазке только первый учебный год и думать, что будут делать потом, пока не хотят. «Наши учителя с интересом смотрят на тот позитив, который излучают девочки, и признают, что они совсем другие. Нам всем хочется изменений. И я готова сделать все, чтобы они тут задержались. Арину я вообще вижу на месте завуча. Мне кажется, у нее получится», - говорит директор глазковской школы.

«Я до сих пор не могу понять, это программа для людей, которые хотят преподавать, или для детей, от которых новые учителя скорее всего уйдут через два года. Девиз программы «Помоги ребенку стать автором своей жизни». Но на деле получается по-разному», - не разобралась для себя Арина.

«Мне кажется, главная задача - чтобы вырос человек, который понимает, что он хочет, что ему интересно и что важно и интересно людям вокруг него, - рассуждает Роксана. - В обычной школе этого нет. За ребенка заранее решают, куда он должен идти и чего хотеть. Читать, писать и даже ходить в туалет по разрешению. Практически первое, что мы сделали - отменили правило спрашивать разрешения выйти. Можно выйти, можно поднять с пола ручку, можно попросить ластик - это бесконечная череда лишних вопросов, которые всех только отвлекают. Конечно, можно!»

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Расспросили молодых учительниц, каково это — учить уму-разуму старшеклассников, когда ты сама — только-только с университетской скамьи. Несколько историй о заигрываниях, запирании в классе и «наездах» родителей.

Protv.md / кадр из фильма «Очень плохая училка» носит иллюстративный характер

«Пришлось объяснять, что я не ставлю оценки за лайки»

Наталья, 23 года, учитель английского языка:

«Мой первый 11 класс, в который я пришла работать сразу после университета, состоял из сплошных мальчиков и всего одной девочки. Поначалу я испугалась, почему-то была уверена, что будет очень сложно найти общий язык именно с парнями. Но в итоге оказалось, что с ними общаться намного круче и проще.

Конечно, пришлось стать гораздо сдержаннее на своих страничках в соцсетях, а парочку фотографий даже скрыла — от греха подальше. Дети же постоянно в ВК, ленту просматривают регулярно и осыпают лайками всё, что бы там у меня ни появилось. И я уже просто не знаю, как еще объяснять ученикам, что их лайки на оценки никак не повлияют.

Когда училась в университете, собиралась быть строгим учителем: никаких поблажек, строжайшая дисциплина, чёткие ответы и высокие баллы только тем, кто действительно постарался, чтобы их заслужить.

Но находясь среди детей, невозможно долго сохранять имидж «железной леди»: в один прекрасный день тебя таки пробьет на улыбку или смех, и всё — лед тронулся… Ну и хочешь не хочешь, а появляются свои любимчики. А так как педагогический коллектив — женский, чаще всего симпатизируем мальчишкам.

Причем сами себя ловим иногда на мысли, что ставим оценку выше не за знания, а за харизму и обаяние, но ничего с собой поделать не можем. Знакомые, которым хвалила своих мальчишек-учеников, шутили: «Так выбери какого-нибудь и расти «для себя»! Но я только смеюсь в ответ, конечно.

Вообще, заигрываний со стороны мальчиков хватает, и битва за первую парту среди них была с первого дня. Любая моя просьба выполняется на ура: набрать воды, полить цветы, донести сумки до дома. Конечно, бывало и так, что доходило до предложения вместе погулять, но приходилось одергивать себя: «Я же учитель!». Беда в том, что современные школьники не выглядят на свой возраст, да и ведут себя уж слишком раскрепощенно…

Благодаря своим «детишкам», я открыла в себе и немало новых талантов: оказывается, я прекрасно умею орать; умудряюсь пить чай на перемене, держа при этом дверь, запертую от неугомонных детей; моментально засыпаю в любую свободную минуту. И, думаю, таких открытий у меня впереди еще уйма!»


«Говорили: «Да пошла ты со своей алгеброй!..»

Мария, 22 года, учитель математики:

«Это мой первый год в школе, веду математику у девятиклассников. Школа самая обычная, в спальном районе, где живут рядовые заводчане. Более-менее одаренные и заинтересованные в учебе дети после начальной школы уходят в гимназии, а мне и моим коллегам, как говорится, что осталось — то осталось… У многих учеников родители в разводе, у кого-то — пьют, у кого-то — брат сидит…

В общем, первые несколько месяцев я рыдала с завидной периодичностью. Хорошо, что еще дома, а не при моих «юных извергах», которые старательно доводили меня как могли.

Парни при каждой моей попытке написать что-то на доске или наклониться за упавшим мелом начинали издавать сладострастные стоны или демонстрировать друг другу, указывая на меня, непристойные телодвижения.

Могли во время урока играть в телефонах, надев наушники, плевались жеваной бумагой, совершенно не слушали. Ни двойки, ни походы к директору, ни вызовы родителей в школу — ничего их не брало.

Делая такие мелкие, но противные пакости, они прямо упивались своей невоспитанностью и безнаказанностью. Говорили: «Да пошла бы ты со своей алгеброй, мне главное 9-й закончить…».

А когда приходили в школу по моему вызову родители, они оказывались порой ничем не лучше своих детей. Мол, что за «училка» такая, что не может их сына ничему научить, а только жалуется: и то ей не так, и это не эдак…

Но с подводной лодки распределения никуда не денешься. Я постаралась как можно больше абстрагироваться от основных нарушителей моего спокойствия и сосредоточиться на тех, кто хотя бы немного слушает меня на уроках. Даже пару раз к психологу сходила. Через полгода стало полегче.

Сейчас только вот до каникул пару месяцев дотерпеть, продержаться. А там, будем надеяться, большая часть моих «отпетых» в 10-й класс уже не пойдет…

Но как бы там ни было, я успокаиваю себя тем, что такая школа жизни по-настоящему закаляет и снимает розовые очки. Профессию учителя я не разлюбила. Но очень надеюсь, что это будут первые и последние такие неадекватные ученики на моем пути».


finemagazin.ru / кадр из фильма «Весна на Заречной улице» носит иллюстративный характер

«В 25 лет у меня 22 ребенка!»

Любовь, 25 лет, учитель русского языка и литературы:

«Когда я впервые пришла на распределение нагрузки и мне сказали, что я буду вести у 10 класса, я испугалась. Испугалась больше всего того, что я зайду в класс, а никто не захочет меня слушать, ведь некоторые ученики выглядят старше меня, а кто-то выше меня на голову, а то и на две…

Изначально я думала, что только строгостью, криком можно заработать авторитет. И была неправа. Было даже странно, когда в конце моего второго года уже новые десятиклассники сказали мне: «Когда вы впервые зашли в класс, такая вся строгая, в черном, мы думали, что наши счастливые деньки закончились. А вы, оказывается, такая классная!».

Просто ученики (любого, кстати, возраста) — это личности, это точно такие же люди, как и все мы, только меньше. И, считаясь с их мнением, прислушиваясь к ним и разделяя их интересы (я, например, как и многие ребята, большой фанат супергеройской тематики), ты заработаешь уважение, которого так ждешь.

Да, они другие. Мы в их возрасте вели себя иначе, к школе и учителям относились иначе. Но мы были на их месте, о чем, думаю, не стоит забывать ни молодым учителям, ни опытным.

Старшеклассники проявляют знаки внимания, это да. Помогают донести до учительской журнал, стопки с тетрадями, ноутбук. Это приятно, конечно. И не было ни дня в школе, чтобы кто-то из учеников не сказал мне, как хорошо я сегодня выгляжу. Но, думаю, это все-таки проявление уважения, не больше. А может, и желание подружиться.

Вообще, по моему опыту, с мальчиками труднее класса до девятого — возраст сложный. А с девочками тяжелее в 10−11 классах, они в это время уж очень своенравные становятся. Хотя некоторые приходят ко мне за советами, в том числе и в личной жизни. Все школьные страсти и «Санта-Барбары» учителю сразу видны.

А иногда приходится принимать и непосредственное участие в «разборках». Например, помочь навести мосты в ситуации, когда девочка после расставания с мальчиком начала встречаться с его другом и в классе было ой как неспокойно…

В данный момент я — классный руководитель у девятиклассников. Бывает, конечно, всякое. Я плакала из-за них (как от счастья, так и от обиды), я ругала их, я до сих пор иногда на них кричу.

Но если кто-то из учителей-предметников на них жалуется, я все равно их защищаю. Может, с ними и трудно, но это мои дети: 22 «моих» ребенка. Мы каждый день учимся друг у друга. Они у меня — жизни и моему предмету, а я у них — общению с новым поколением и любви ко всему новому».


«Меня дети побаиваются, а вот коллегу, было дело, даже в кабинете запирали»

Ольга, 24 года, учитель английского языка:

«Вливаться в коллектив к взрослым, опытным педагогам было даже страшнее, чем идти на первый урок к детям. Ведь до этого ты и в школе, и в университете находишься в основном со своими сверстниками. Я очень переживала именно за эту разницу в возрасте, и на деле оказалось действительно сложно.

Многие коллеги просили помочь им, например, напечатать что-нибудь, создать презентацию, и я никому не отказывала, но через полгода мне реально надоело быть «девочкой на побегушках» и я, наконец, научилась говорить «нет».

А вот встречи с детьми я не боялась, а даже наоборот — ждала ее. У меня было столько энтузиазма и идей, мне казалось, что я смогу научить английскому всех и каждого, но в реальности все вышло по-другому. Естественно, есть дети, которые с удовольствием учатся, а есть те, кому все эти знания — до лампочки. Иногда предлагала детям задания, и находились такие, кто отказывался их выполнять, — приходилось что-то придумывать на ходу…

Изначально, конечно, дети хотели видеть во мне больше подружку, чем учителя. Приходили со своими секретами и пытались поболтать даже на уроках. Часто жаловались на других учителей: мол, они несовременные, скучные… Но я такие разговоры не поддерживала. Я была очень категорична: учеба, и еще раз учеба.

Но прошло время, и я понимаю, что детей иногда тоже нужно выслушать, посмеяться с ними и погрустить. Другом, конечно, ты им не станешь, но главное, чтобы они тебе доверяли.

Старшеклассники, особенно мальчишки, конечно, пробовали меня смутить. Например, в школе говорили «здравствуйте», а при встрече на улице — «привет». Но я всегда подчеркнуто говорила «добрый день» или «добрый вечер». Многие стали добавляться в друзья в соцсетях, писать, расспрашивать о жизни… И тут важнее всего — сохранять дистанцию.

В целом в работе со старшеклассниками мой возраст мне больше помогал, нежели мешал. Просто в моей школе на протяжении долгого времени работали одни только взрослые учителя. Я была самой молодой, и дети ко мне тянулись. Как-то, помню, один 11-классник, вздохнув, сказал: «Я б на вас женился!». И я еще долго улыбалась, вспоминая этот момент.


kinoluvr.net / кадр из сериала «Любимая учительница» носит иллюстративный характер

Вообще, все старшеклассники свою симпатию выражают одинаково. Они очень хотят тебе помочь. А так как по распределению я попала в сельскую школу, там это выражалось своеобразно: то огород вскопать предложат, то газон покосить… Как для человека, всю жизнь прожившего в городе, удивительным для меня в сельской местности было еще и то, что в сентябре вся школа, включая директора, учителей и всех учащихся 5−11 классов, отправляется на… сбор картофеля!

Это был мой первый «полевой опыт». Я и оделась непрактично, и не понимала вообще, что и как делать. Естественно, это вызывало хихиканье у старшеклассников, и позже они еще долго мне вспоминали, как я двумя пальчиками с красивым длинным маникюром собирала картофель по одной штучке…

Но это подшучивание — скорее исключение, чем правило. Дети меня, я бы сказала, побаиваются. И меня это вполне устраивает. Потому что, например, у одной моей коллеги, которая оказалась после вуза в ПТУ, совсем другая история. Там ее довольно долго дети не слушали совершенно, бунтовали и даже запирали в кабинете. До истерик доходило…

Из своего опыта могу дать главный совет молодым педагогам: чтобы тебя уважали, всегда выполняй свои обещания. Сказала «поставлю двойку» — сразу ставь. Сказала «на следующем уроке мы будем делать что-то интересное» — делай. Сказала «Иванов, я завтра тебя спрошу» — спрашивай. Сказала «пойдем летом в поход» — собирайся и иди… При любых обстоятельствах выполняй обещанное. Тогда к твоим словам будут прислушиваться и уважать».

Молодая 24-летняя учительница английского языка из Санкт-Петербурга совратила десятиклассника и даже хвасталась этим в социальных сетях.

Стало известно, что Яна Б., педагог английского языка из школы 27, из Санкт-Петербурга завела отношения со старшеклассником из 10 класса. Как сообщает сайт, на страницах обоих людей в соцсетях даже стоит статус «помолвлен», а у преподавательницы стоит фамилия ее ученика. Что намекает на то, что скорее всего у молодых людей действительно есть какие-то планы на совместное будущее. Кроме того, учительница даже не стеснялась выкладывать на своей странице снимки романтического характера вместе со своим учеником. На одном из снимков у нее виднеется кольцо на безымянном пальце.

Мать школьника рассказала, что была шокирована, когда узнала об инциденте. По ее словам об этом ей рассказал ее же сын и еще он добавил, что об этом известно уже всей школе. Сама же учительница, после того, как история получила широкую огласку, поспешила написать заявления на увольнение в своей школе. Теперь она собирается зарабатывать деньги репетиторством. Как видно из ее резюме она является выпускницей филологического факультета СПбГУ. Отучилась на кафедре английского язык и окончила магистратуру в Германии.

По информации сайт, случаи, когда учителя совращают своих учеников, занимаются с ними сексом и даже заводят отношения в последнее время появляются все чаще и чаще. Не редки и ситуации, когда учителя спят с несколькими учениками.